Музыка столетий

Переносные часы появились еще в начале XVI века. Однако на протяжении столетий существовала одна небольшая проблема, создающая неудобства в ориентации во времени. Вплоть до первой половины прошлого века было весьма затруднительно определить текущий час в темное время суток. До повсеместного распространения электричества было достаточно неудобно зажигать свет лишь для того, чтобы глянуть на циферблат, поэтому производители часов искали иные, более удобные способы определения времени. Действительно, светящиеся (покрытые радием) стрелки впервые применили лишь в 1914 году. До этого момента чаще всего определяли время в темноте на ощупь или на слух.

Так, в самых первых дошедших до нашего времени переносных часах, изготовленных в Южной Германии в 1530 году для Филиппа Меланктона, были применены специальные бугорки напротив каждой цифры, позволяющие ночью определить положение единственной часовой стрелки. В то же время стали появляться часы с боем - аналоги башенных часов, а также прообразы будильников. Еще в 1511 году Иоханн Кокляус писал об интересных миниатюрных часиках, созданных относительно молодым часовщиком Питером Хеле из железа и состоящих из множества колесиков, которые могли работать в любом положении - при ношении на груди или в кошельке - и даже отбивать часы. Они отбивали время каждый час. Впрочем, недостатком таких часов является невозможность определения времени в любой требуемый момент. Кроме того, эти часы отбивали время и ночью, что, согласитесь, не совсем приятно. Отдельно замечу, что если такие часы забыть завести, то механизм боя рассогласовывался с механизмом часов. Это требовало дополнительной настройки.

Часовые мастера упорно искали более удобные способы определения времени. С появлением в первой трети XVII века часовых стекол, защищающих циферблат, определять время на ощупь стало не совсем удобно. К тому же часы стали карманными (примерно в это время на одежде появляются карманы, дополнительно защищавшие от грязи, пыли и влаги), поэтому механизм скрывался в двух, а то и трех "корпусах" - по типу матрешки, один в другом). Это требовало иных способов определения времени в темноте. Наиболее интересным представлялось создание часов с боем по требованию, которые не сбивались бы от остановок механизма. То есть механизм боя как бы повторял (repeat - англ.) показание времени часов. "Молоточек-колокольчик" Первое упоминание о репетире - часах, отбивающих по требованию текущее время, относится к 1676 году. Первый механизм, позволявший часам это делать, был изобретен Эдвардом Бутом, известным также под фамилией Барлоу. Это были пока настольные часы.

Уже в 1686 году английским мастером Даниэлем Куеа были созданы первые миниатюрные часы с репетиром. А 2 марта 1687 года ему был выдан патент на изобретение репетира четвертей. Интересно отметить, что Эдвард Бут тогда же представил свой четвертной переносной репетир. Однако благодаря королю Англии Джеймсу Второму вся слава досталась Куеа. Репетир Бута был построен на двух гребенках (отдельно для часов и минут) - традиционная на сегодня схема, в то время как Куеа создал репетир на общей гребенке. В то время в часах с боем, будильниках и репетирах использовали систему "молоточек-колокольчик". Колокольчик обычно был сравним по размерам с задней крышкой и крепился в ее углублении. Понятно, что часы с такой крышкой имели приличную толщину.

В 1695 году был представлен получетвертной репетир, в котором четвертная улитка имела восемь ступенек вместо четырех.

Механизм репетира неуклонно совершенствовался. Уже в 1740 году Юлиан Леруа попытался сделать репетир тоньше. Он отказался от колокола, заменив его металлическим бруском. Звук репетира стал приглушенным, что позволило определять время, не боясь помешать окружающим. Его еще называют глухим, или ночным, репетиром (dumb repeater, montre a toc).

В 1750 году другой, не менее известный мастер Томас Мадж - часовщик, автор одного из первых вариантов наиболее распространенного сегодня анкерного хода, создал первый минутный репетир, отбивающий часы, четверти и минуты. Было бы удивительно, если бы в усовершенствовании конструкции репетира не принял участия Абрахам Луи Бреге. Действительно, он сделал следующий шаг в уменьшении размеров репетиров. Бреге отказался от колокола, заменив его гонгами. Гонги - это металлические штыри сложной формы, закрепленные с одной стороны. Для лучшего звучания размер гонга в поперечнике в месте закрепления немного уменьшается. Поначалу гонги размещались на плате вдоль мостов. Однако такая конструкция сильно ограничивала длину гонга, а следовательно, и тональность его звучания. Поэтому впоследствии гонги стали размещать по окружности, вокруг механизма. Нетрудно догадаться, что длина гонгов возросла приблизительно в три раза.

С появлением гонга также появилась возможность применять звуки различной тональности, комбинации звуков. Для изменения тональности гонги делают различной длины. Еще одним изобретением, позволившим избавиться от сравнительно большого колокола, стали часы с механической музыкой. В часах использовалась стальная гребенка с зубьями разной длины и, следовательно, звуками разной тональности. Для проигрывания музыки применялось специальное колесо, выступами взаимодействующее с гребенкой. У истоков создания миниатюрных музыкальных часов стоит Антуан Фавр, первым представивший такой механизм в 1796 году. Уже к 1800 году репетиры стали доступны обычным гражданам. Дальнейшее усовершенствование репетиров имело чисто технический характер.

"Все-или-ничего"

Так что же такое репетир? Это одно из усложнений часов, сопоставимое по уровню сложности с вечным календарем и турбийоном. Репетир по требованию сообщает нам текущее время. Для приведения репетира в действие не надо отдельно заводить пружину, как это принято в будильнике. Репетирный механизм всегда готов сообщить время, даже когда часы стоят. Чтобы механизм заработал, надо кнопкой, ползунком, курком или шнурком довзвести пружину репетира. Этой подзарядки вполне достаточно для отбивания времени. В старинных репетирах необходимо было нажать на бигель - кольцо на корпусе для крепления цепочки. В дальнейшем взвод перекочевал на боковину корпуса. Выявить репетир легко по наличию специальной кнопки или ползунка на корпусе.

В настоящее время известно множество систем с репетиром. Наиболее распространенными являются четвертной (отбивающий часы и четверти) и минутный (отбивающий часы, четверти и минуты. Чтобы понять, что отобьют часы при взводе механизма репетира, возьмем, к примеру, 12 часов 34 минуты. Четвертной репетир отобьет низким тоном (динг) 12 ударов, затем сдвоенным тоном (динг-донг) отобьет 2 удара - количество полных четвертей. Минутный репетир отобьет то же самое, плюс еще 4 удара высоким тоном (донг) - количество полных минут. Самый длинный бой будет в 12 часов 59 минут - 12 низких ударов, 3 сдвоенных и 14 высоких. Кроме вышеперечисленных можно встретить часовой, получасовой, пятиминутный и получетвертной репетиры. В пятиминутном репетире отбивается количество часов и полных пятиминутных промежутков. Есть еще один вариант пятиминутного репетира, в котором отбиваются часы, четверти, а затем полные пятиминутные интервалы. В получетвертных репетирах помимо четвертей отбиваются отдельно и полные получетверти (7,5 минуты). Однако такие репетиры весьма редки. В дорогих репетирах используется интересное устройство "все-или-ничего". Если случайно недовзвести пружину (не до конца нажать кнопку), дешевый репетир отобьет время неточно, неполностью.

В дорогих моделях репетир не станет отбивать время до тех пор, пока полностью не взвести пружину. Наиболее дорогими часами с репетиром считают Grand Sonnerie, Petite Sonnerie и Carillon. Первые двое часов имеют дополнительный барабан, который в отличие от простого репетира надо подзаводить, у Carillon репетиция обычно идет как дополнительная функция. Grand Sonnerie - наиболее сложные часы. Помимо репетиции они автоматически отбивают полные часы и четверти, Petite Sonnerie двадцать четыре раза в день отбивают количество часов. Grande Sonnerie и Petite Sonnerie оснащены фиксатором, который по желанию блокирует работу звукового механизма.

Наиболее интересны часы Carillon. В них использовано три и более гонга или колокольчика. Это позволяет им отбивать каждую четверть своим тоном. Репетиры Grande Sonnerie с карильоном есть у Patek Philippe ("Star Caliber 2000") и у Audemars Piguet ("Jules Audemars Grande Sonnerie Repetition Minutes Carillon"). Carillon с пятью гонгами отбивает Вестминстерский звон. В наши дни механические репетиры всречаются лишь у наиболее сильных производителей (Patek Philippe, Audemars Piguet, Vacheron Constantin, Breguet, Girard-Perregaux и т.д.). В этом году с четвертным репетиром дебютировала компания Chronoswiss. Репетир выполнен в виде модуля на стандартный автоматический калибр. Большой вклад в создание модуля репетира внесла компания Dubois-Depraz.

Еще в 1975 году она представила модуль DK 87 для Kelek. Есть механизм с минутным репетиром и у Nouvelle Lemania. Вообще среди часовых фирм чувствуется некий ажиотаж, связанный с репетирами. Подозреваю, что в скором будущем ими обзаведутся все серьезные игроки в часовом бизнесе. Это подтолкнет изобретателей внести изменения в существующую уже более 300 лет конструкцию репетиров.




TimeDecor.ru © 2004-2024 • Все права защищены